Рубрика: Арт-Терапия

Платье для невесты или свадебная тема в арт-терапии.

13:47:00



Рождение, свадьба и похороны –  три основные вехи в жизни любого человека. Эти события наполнены глубоким смыслом и разделяет весь жизненный путь человека на этапы. И если свое рождение мы еще не помним, а собственные похороны уже не запомним, то свадьбу запоминают все. Конечно, не у всех классическая свадьба бывает, а у некоторых свадеб бывает по пять штук – но значение этого праздника и всех ее атрибутов невозможно переоценить.

Свадебная тема в арт-терапии и психологии в общем занимает особое место. Благодаря своей ресурсности, значимости и безусловной красоте.  В консультировании мы довольно часто обсуждаем свадьбу: или как предполагаемое событие – и это мечтания и построение жизненного плана, или как приятное прошлое событие – и это может воскресить угасающие семейные отношения, или как  случайность и глупый поступок, который повлек за собой целую серию других поступков, приведших к плачевному результату.


Про свадебный альбом и его арт-терапевтические возможности я уже рассказывала в статье Свадебный альбом. А сейчас речь пойдет про другой обязательный атрибут любой свадьбы.
Буквально на днях смотрела очередную серию "Проект Подиум". Задание для молодых дизайнеров звучало так  - надо переделать свадебный наряд женщин, которые развелись, так, чтобы он стал воплощением их нового статуса. "Вот она, арт-терапия в чистом виде!!!" – подумала я, разглядывая измененные образы. И для некоторых из дам это действительно было очень позитивным моментом и началом нового пути. Возможность получить физическое подтверждение своих изменений является мощным поддерживающим фактором.  Изменение действительно есть, раз можно его увидеть, потрогать. Все-таки люди реальны и из плоти.

Такие переделки и пересмотры своих гардеробов, с обязательным избавлением от старых и не приносящих радость вещей – общий арт-терапевтический совет для всех женщин. Это помогает справляться и с депрессивными нотками в настроении, и переосмысливать прошлое, и  избавляться от душевного груза.

Варианты новых платьев  мне очень понравились – там был и свежий цвет, и необычная форма, и уникальный силуэт. И лица женщин выглядели совершенно по - иному. Настроение менялось кардинально. Одно "но" меня как психолога немного позабавило – были женщины, развод которых состоялся пять и даже шестнадцать лет назад. И все это время свадебное платье хранилось дома. А для чего? Если не получилось сберечь самое ценное - брак,  то зачем хранить атрибут этого события? Ведь это постоянное напоминание о том, что не получилось, память о неудаче, часто напоминание о болезненных взаимоотношениях. Это трансферный объект, который вызывает в памяти человека не только сами факты биографии, но и эмоции,  с ними связанные. И если брак был действительно плачевным,  то чем больше напоминаний о нем будут выкинуты на помойку, тем  быстрее получится восстановиться и начать новый виток своей жизни.

Все эти размышления напомнили мне об одном случае из практики. Это был, пожалуй, мой первый свободный арт-терапевтический проект с клиентом.
Молодая женщина, красивая, образованная, умная – а отношения с мужчинами никак не доходили до брака. Ее страшил брак. Находились тысячи причин отказать поклонникам, которых было немало. Истоки этого естественно находились в родовой семье самой клиентки, в судьбе ее мамы и папы. Но речь сейчас не об этом, так как заняло бы много страниц убористым шрифтом.

Мы долго обсуждали истоки ее страхов, проблемы в отношениях, которые возникали, ее чувства. Я слушала, наблюдала за ней и через несколько встреч предложила  следующее:
"Задание на субботу: вместе с мамой поехать не ко мне на сессию, а в ближайший свадебный салон. Перемерить все платья, которые понравятся  тебе и пусть мама посмотрит, как ты прекрасна.  Заодно и сама поищешь платье своей мечты.
Для меня важны твои чувства во время примерок, мысли о себе.
Задание ясно?"
Ответ не заставил себя долго ждать. К нему были прикреплены фотографии (фото опубликованы с разрешения автора).





"Анечка, здравствуй!
Даже не представляла себе, что примерка платьев свадебных принесет нам обеим столько радости!
Я выбирала самые красивые и с элементами секси, думала, что Любимому понравятся больше всего они, а он выбрал самое пышное, классическое и целомудренное с фатой.
Я так хохотала от души - я люблю обтягивающее, с открытым декольте, по фигуре, а он выбрал самое НЕВЕСТИНСКОЕ - так мило! 
Мама вошла в раж. Ощущение, что мы уже не играли, а искренне верили в то, что говорили. Она впервые сказала о нем хорошие слова и признала его красоту внешнюю.
Я мерила и реально выбирала, словно хочу купить, хотела, чтобы ему понравилось, сразу же отправила фотки и он ответил, что я очень красива.
Это было трогательно до невероятности! Мама смотрела с восторгом и легкой грустью  на меня. Думала, в чем он будет одет, подходим ли мы по стилю друг другу, что надо бы и ему рубашку в тон.
Продавцы прониклись, отнеслись к нам с теплом и заботой. Мы словно внесли кусочек жизни в их рутину - народу не было, они скучали в большом зале среди красоты и праздничных атрибутов.
Я думала о том, что становлюсь взрослой, что Любимый - это прекрасно, что я буду царицей на нашем празднике жизни, что Семья это непросто, но так хочется это испытать, почувствовать.
Я представляла как мы с ним танцуем. Он прекрасно танцует, и невероятно музыкален.
Я провела один из лучших за последние годы день в своей жизни!
Потом мы пошли в кафе и вкусно покушали. Все как ты советовала.
Потом поехали и купили новые расписные яркие кружки и полотенца для кухни.
Мама вдруг сказала, что ей надоели старые кружки и она срочно их выбросить хочет. Я поддержала и мы купили потрясающие с цветами - а старье выбросили.
Мама сказала, что словно освежилась, очнулась сегодня.
Посмеялись, вспомнили лучшие эпизоды наших путешествий. Представили, как весело будем праздновать день моего рождения  с фантами и конкурсами и сюрпризами, которые я всегда готовлю для гостей.
Днем была расстроенная, хотела позвонить Любимому и сказать, что он меня не любит, не уделяет много внимания, а на меня плевать.
Но после примерки захотелось только одного: послать ему фото и разделить с ним радость. И, мне кажется, что он ее разделил. Просто он не такой эмоциональный как я, он спокойный и не привык визжать о чувствах, как я. Мне нужны пожары, вспышки, мурашки, страсти-мордасти. Он другой. Я постоянно обижаюсь из-за этого на него. Но платья изменили все. Захотелось просто поделиться с ним моим внутренним счастьем.
Я благодарна Тебе и с нетерпением жду нашу встречу!"

"Добрый день!
Приятно слышать, что ты в хорошем настроении и в какой-то мере задание способствовало этому. Создавать замечательные дни своей Жизни не так уж и сложно, когда отдаешься процессу без остатка и живешь "здесь и сейчас".
Фото дивные. Совсем юная девушка.
А теперь немного "умных" вопросов.
А зачем ты меряла эти платья?  Почему это доставило столько приятных минут? Что вдруг изменилось? Сначала ответь на них, а потом читай дальше.
Это странно, ведь о счастливой свадьбе ты не говорила. Ты постоянно проговариваешь, что Любимый тебя не любит, что все разладится, разведется, что он не соответствует "твоим" ожиданиям - не так эмоционален,  дочке уделяет больше времени, недостаточно зарабатывает и т.д. и т.п.
Неужели немного кружев и атласа обладают волшебной силой? Вряд ли… Хотя вполне может быть. Ведь захотелось сразу поделиться с Любимым счастьем, а не требовать с него "платы".
Что произошло в салоне с тобой?
До встречи.
Анна.

P.S. Это не была игра. Это был НАСТОЯЩИЙ поход в НАСТОЯЩИЙ салон за НАСТОЯЩИМ свадебным платьем".

Анна Бескаровайная,
Арт-терапевт.

Похожие статьи

0 коммент.