Рубрика: Арт-Терапия

Фильм, фильм, фильм…

09:07:00

 Мы все любим смотреть кино: кто-то дома, на диване, укутавшись в плед, кто-то гонится за премьерными показами в больших залах с различными спецэффектами, кто-то по пути  домой или на работу включает видео на телефоне или планшете. Благо сейчас способов посмотреть есть уйма и выбор фильмов в принципе неограниченный.

 Арт-терапевты относят просмотр фильмов к ресурсному состоянию и терапевтическому инструменту. Конечно, речь идет в первую очередь о качественных, глубоких, заставляющих задуматься кинолентах.  Но и легкая кинокомедия, позволяющая насмеяться вдоволь без особого мудрствования -  тоже хорошо.
     Не так давно появилось целое направление в современной психологии – синемалогия.  Ее основная идея – просмотр специально отобранных фильмов  в верном порядке действует на человека не менее эффективно, чем работа с живым психотерапевтом или даже гипнотерапевтом. Фильм позволяет достичь инсайта (озарения) , изменить мировоззрение, найти решение актуальной проблемы и познать самого себя, так как обладает неоспоримым преимуществом перед классической схемой работы с психологом.
     Когда мы пытаемся с клиентом спрогнозировать результат того или иного решения, то мы говорим: «Вот представьте себе, вы поступили таким образом. Что произойдет дальше?». И мы обсуждаем умозрительные варианты. Но ведь гораздо быстрее увидеть готовый смоделированный вариант. И тогда мы говорим: «А посмотрите-ка вот этот фильм. Герой там оказался в подобной вашей ситуации – и вы увидите, что произойдет дальше, если пойти по выбранному вами пути».
      Когда человек не знает, как себя вести в новых непривычных для него условиях,  правильно подобранный фильм может дать образец конструктивного поведения. Вообще большинство вопросов к психологу (а скорее  все) затрагиваются во всех фильмах. Потому что вопросы эти извечные и касаются природы человеческой – а фильмы по сути упрощенные модели этой самой природы.
   Более того, в своей работе мы часто используем киношную терминологию. Жизненные сценарии, человек – режиссер своей жизни, актеры, социальные роли, если отмотать ленту вашей жизни назад…
     Да, мы все живем по сценариям и большинство убеждены в том, что режиссером его жизни является кто-то другой – обычно вредный и гадкий некто. И в терапии вопрос сценария, по которому человек живет, ставится в первую очередь. Почему? Во – первых, человек часто не осознает этого самого сценария – вроде как все происходит случайно и нелепо, без смысла и участия самого человека. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что клиент педантично повторяет один и тот же встроенный в него сценарий, паттерн, шаблон и раз за разом терпит субъективные неудачи. В такой ситуации осознание личного сценария – это первейший шаг на пути к изменениям. Только зная, что менять, можно это самое изменить.
     Во – вторых, этот сценарий довольно часто имеет родовую наследуемую форму – «моя бабка была брошенной женщиной, моя мама была брошенной женщиной и я тоже буду такой, это родовое заклятие».  Почему –вот так, с детства все разговоры только об этом. И никакого другого варианта в голову не положить. А были ли вообще эти самые отношения? А чего их начинать, если все равно буду брошенной… Круг замыкается.
     И даже если найдется бедолага, рискнувший поломать эту стройную систему убеждений – достаточно быстро его из этой системы вытурят. Сценарий такой – в нем нет места изменениям. Так что, если в вашей жизни что-то происходит не так, как вам хочется, и особенно если такое положение повторяется на протяжении нескольких раз , то покопайтесь  в корнях родового древа - найдете обязательно прообраз своего поведения.
      Но бывает так, что клиент оказывается аутсайдером – вся его жизнь и система убеждений (тот самый сценарий) в корне отличается от семейного. И не получается найти родовое соответствие. Семьи часто отворачиваются от таких отпрысков, как неугодных, непонятных и ненормальных. Выкидывают из своего лона, оставляя один на один с их непохожестью. И казалось бы – вот он образец уникальной, свободной от всех авторитетов и сюжетов личности, пробивающей свой тернистый путь. И такой человек на приеме обязательно скажет – да, я не такой как все, я не пошел ни в маму ни в папу, я живу своей жизнью. И опять же, казалось бы – а что тут делать психологу, ведь править то нечего – сценария нет. Но на встречные вопросы : «А счастливы ли вы в своем «бессценарном» полете? А если счастливы – то что делаете у меня на приеме?»  - обычно счастливого смеха не следует.
     И далеко ходить не надо за примером. Я сама такая. Меня часто спрашивают – «А почему у вас столько детей? Вы из многодетной семьи? Или может видели рядом такую семью и она вам понравилась?»  На все вопросы ответ «нет».  Откуда было взяться такому сценарию – вроде неоткуда. Бабушка по отцовской линии была из многодетной деревенской семьи – но ничего хорошего я об этом не слышала – семья была нищей, голодной, недружной. Простыми словами «не дай бог много детей». Дедушка по материнской линии тоже был из многодетной семьи – и точно такая же реакция – «не за что много детей не будет». И так и получилось – не больше двух своих. 
      Когда я обзавелась третьим ребенком – я стала изгоем. Полным. И я долго копалась в себе, чтобы понять, откуда у меня это желание родить много детей. Сценария такого в семье не было. Наоборот. Только и разговоров было, что этого надо избегать любой ценой – много детей это горе, а не радость.  Любая многодетная семья обсуждалась как «люди с психическими отклонениями», «секта бесконтрольного размножения». Может быть , конечно, так, что это стало антисценарием для меня и общим стремлением к несчастью. Этакий проходной фильмец о суицидентке, которая не знает, как побыстрее себя со свету сжить. Но и это не проходит – человек существо ленивое, а способов стать несчастной очень много и без этих трудностей.
     Я даже в какой-то момент своей психологической карьеры подумывала – а не отказаться ли от сценарной теории вообще. Вот я, пример отрицающий эту теорию.  И мне на пути попадались такие же люди – «наперекор всему».  Но мой внутренний физик нашептывал мне – «если что-то случается регулярно с подавляющим большинством, то вероятность иного хода событий ничтожна мала» Как не крути: на одной чаше весов была я одна и горстка знакомых, на другой  - многие и многие подтвердившие теорию.
Я стала искать «свой сценарий».  По какому образцу я выстраиваю свою жизнь? Какой прообраз заложен внутри меня так скрыто, что я даже отрицаю сам факт наличия этого сценария? Что поступало ко мне извне такого, что смогло изменить систему убеждений моих родителей  во мне?
И что я вам могу доложить по поводу моих поисков..
     Конечно, хотелось бы мотнуть головой и гордо заявить на весь свет: «Любуйтесь, дамы,  я - исключение из всех правил!!!». Но я реалист. И скажу правду. Я нашла этот сценарий, перелопатив свои детские и юношеские годы. Где? В фильме.
     Это канадский сериал «Эмили. Дочери Калеба». Год создания 1990. Этот сериал пришелся на мое отрочество. Как раз на момент женского созревания и становления. Я помню, с каким замиранием сердца наблюдала за жизнью героев. И этот сериал остался со мной на всю жизнь. Были и другие сериалы  «Рабыня Изаура», «Санта-Барбара», «Просто Мария». Эти сериалы как вошли, так и вышли из меня. А «Эмили» встроилась в то самое место, где располагается идеал, то к чему хочется стремиться. Там и многодетная семья, и стремление иметь свой «деревенский» дом, и карьера учительницы, и годы одиночества в детских хлопотах и поиска себя, и любовь, которой слишком много на двоих… Почему так произошло – я не могу уверенно объяснить. Можно пофилософствовать на тему возрастной психологии и важности указания верных ориентиров в подростковом возрасте и наличия авторитетов. Если этих авторитетов не предоставить, или наоборот, сильно авторитетом ребенка придавить – то дите само себе найдет образец для подражания где-то вовне. И скорее всего очень нестандартный.
     Вот и у меня так получилось… Пару лет назад я раскопала этот сериал и пересмотрела весь внимательно. И я скажу вам – это жесть, вдруг увидеть свою собственную жизнь, записанную на пленку более двадцати лет назад… Столько деталей совпало, что даже не верится – но каждая следующая серия добавляла совпадений… Это и грустно и смешно одновременно…, а временами и больно.. я даже не могла сдержать слез в тех моментах, когда сходство было разительным.  И самое интересное на мой взгляд то, что я помнила, что концовка этого фильма была счастливой и главные герои «живут долго и счастливо вместе до смерти». А пересмотрев все до последней момента,  узнала, что нет там «долго и счастливо». Эмили и Овила не смогли справиться с перипетиями своей жизни и даже огромная любовь не спасла их брак.  Смотрела и осознавала – да, вот он сценарий моей жизни на экране передо мной. До самых нелепых нюансов совпадения.
     И что же теперь делать  мне, женщине за тридцать, с жизнью, срисованной даже не с родителей, а с киношного сценария? А вот здесь кроется очень важный нюанс психологии – и именно его мы используем в психотерапии. Когда известен сценарий, по которому живет человек – то можно его изменить.  Всего лишь изменив одно ключевое решение, сделав шаг влево вместо право, как обычно – получается другая концовка. Я этот шаг сделала – хотя для этого мне пришлось очень болезненно и долго «выворачиваться наизнанку».  Надеюсь, что мне это удалось. Во всяком случае «Эмили» и «Овила» из жизни нашли путь другу к другу, а не расстались задолго до последней серии…
     Можете повторить мой опыт и поискать свой сценарий. Он наверняка найдется – в книгах, сказках, фильмах, даже тех историях, которые бабушки рассказывают непослушным девочкам. Особенно если вы чувствуете свою «уникальность» очень ярко, и это приносит вам больше осложнений и слез, чем радости. Для чего это делать вообще? А для того, чтобы самой начать строить свою собственную жизнь, а не слепо следовать сценарию, концовку которого ты даже не помнишь…

Похожие статьи

0 коммент.